Представители МПГУ обсудили оценку преступлений нацистов, как основной элемент исторического самосознания и гражданской идентичности

Круглый стол «Тыл как пространство памяти: к вопросу о геноциде нацистов по отношению к советскому народу и неучтенных потерях» состоялся 10 ноября в преддверии международной научно-практической конференции «Уроки Нюрнберга». Мероприятия проходят в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности: трагедия мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны».

Круглый стол организован старейшим в Сибири профессиональным педагогическим учебным заведением — Томским государственным педагогическим университетом совместно с Московским педагогическим государственным университетом и Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов.

Участники круглого стола обсудили преподавание школьникам и студентам вопросов геноцида в годы Великой Отечественной войны советского народа, разработку и внедрение новых образовательных технологий, включая цифровые форматы, патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование эмоционально-личностного отношения к боевому и трудовому подвигу советского народа в период Великой Отечественной войны.

Как обратил внимание заместитель директора Института истории и политики МПГУ, координатор Ассоциации развития педагогических вузов и университетов Владимир Шаповалов, ранее в образовательном процессе вопрос «геноцида» ставился как форма массового насилия по национальному или религиозному признаку, но не рассматривался в качестве намерения уничтожить мирное население государства.

Владимир Шаповалов напомнил о решении Солецкого районного суда Новгородской области, впервые признавшего массовое убийство советских граждан в 1942 году в Жестяной Горке фактом геноцида. По его словам, в настоящий момент задача педагогического сообщества состоит в том, чтобы эта оценка преступлений нацистов стала основным элементом исторического самосознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.

«Мы должны рассказать молодежи об исторической правде Победы и о героическом этапе прошлого нашей страны. И мы не первый год боремся за правду, за наше историческое наследие, отстаиваем наше прошлое. Сегодня противодействие фальсификациям направлено на то, чтобы трагедия войны никогда не повторилась, а честь солдат, уже проливших кровь и отдавших жизни в сражениях, не стала разменной монетой», — прокомментировал ректор МПГУ Алексей Лубков.

По словам проректора МПГУ Натальи Скляровой, проводимые исследования неучтенных потерь мирного населения СССР в тыловых территориях как последствия нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны должны учитываться при разработке и утверждении контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ по истории, обновленным Федеральным государственным образовательным стандартам всех уровней, методических материалов.

Начальник управления воспитательной работы и молодежной политики МПГУ Арсен Кайгермазов в своем выступлении отметил, что до сих пор нет общественного молодежного педагогического движения добровольцев, движения которое служило бы современной системой подготовки профориентированных молодых кадров, объединяющей в добровольческом служении обучающихся вузов, колледжей и школ.

«Нужна система, которая позволит транслировать в молодежную среду традиционные для нашего общества ценности, современными, гибкими методами. С позиции равный — равному. С использованием геймификации, онлайн-платформ, мощного медийного сопровождения», — считает Арсен Кайгермазов.

В ходе работы круглого стола была принята резолюция, отражающая задачи по планированию и организации научных и образовательных мероприятий, реализуемых к 80-летию Великой Победы. В ней участники круглого стола поддерживают инициативу Томского государственного педагогического университета предложить Министерству просвещения запустить и начать реализацию научно-исследовательского проекта патриотической направленности «Неучтенные потери мирного населения СССР на тыловых территориях как последствие нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны».