Руководители педагогических вузов обсудили актуальные проблемы развития образования на стратегической сессии

 
 
16 декабря на базе МПГУ прошла стратегическая сессия Ассоциации развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ) с участием заместителя министра просвещения РФ Виктора Басюка. Доклад ректора МПГУ Алексея Лубкова был посвящен развитию педагогического образования и задачам, стоящим перед ассоциацией.

АРПУИ была создана в 2000 году для объединения усилий педагогических вузов в развитии непрерывного педагогического образования нашей страны. На сегодняшний день она объединяет 56 университетов и институтов, ее президентом является ректор МПГУ Алексей Лубков.

Приветствуя участников стратегической сессии, заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк отметил, что педагогические вузы являются авангардом системы образования страны, способствуют решению задач, поставленных Владимиром Путиным в указах о национальных целях. Известно, что педагогов готовят не только педагогические, но и классические университеты; непрерывное педагогическое образование – это еще и профессиональные колледжи, институты повышения квалификации в регионах. Однако, подчеркнул заместитель министра, именно 33 педагогических вуза, находящихся в ведении Министерства просвещения РФ, определяют развитие педагогического образования, научно-методические, содержательные и управленческие подходы.

Министерство просвещения РФ поддерживает деятельность профессиональных общественных организаций в сфере образования, напомнил Виктор Басюк, и АРПУИ как одна из таких организаций дает возможность решения актуальных и масштабных задач в сфере образования. В их числе диалог представителей власти, вузов, школ, работодателей и родительской общественности, а самое главное – координация усилий педагогических вузов по реализации важных проектов. Один из таких проектов – «Без срока давности», цель которого – сохранение исторической памяти о жертвах среди мирного населения СССР в период Второй мировой войны, и одно из его направлений – работа с детьми и молодежью.

Заместитель министра обозначил другие направления деятельности АРПУИ – международное сотрудничество, кураторство и методическое сопровождение педагогических классов в школах, наставничество для молодых педагогов, взаимодействие с региональными органами управления образованием и методическими службами. Приоритетом деятельности педагогического сообщества Виктор Басюк счел формирование не только системы профессионального роста педагогов, но и единого образовательного пространства.

В своем выступлении ректор МПГУ Алексей Лубков рассказал о развитии педагогического образования и задачах АРПУИ. Он подчеркнул, что наряду с вертикальным, административным взаимодействием в системе образования, необходимо налаживать взаимодействие горизонтальное – между образовательными организациями. Инициатива, творчество, самостоятельность – таковы ключевые слова, характеризующие работу ассоциации. Каждый педагогический вуз может предложить свой интересный опыт, свои инициативы, и к ним присоединятся коллеги. Например, Российский государственный профессионально-педагогический университет провел на днях торжественное мероприятие к Дню Героев Отечества, а Томский государственный педагогический университет – конференцию по кинопедагогике.

Алексей Лубков подчеркнул, что сейчас ассоциация находится на новом витке своего развития. Перед ней стоят новые задачи, она должна стать важным фактором развития педагогического образования в стране. В частности, после передачи 33 педагогических вузов в ведение Министерства просвещения РФ многие управленческие функции, в том числе в части регулирования содержания образования, остались в Минобрнауки России. Ассоциация могла бы обсуждать актуальные вопросы развития педагогического образования с его представителями. Это особенно важно в условиях необходимости постоянного обновления образовательных стандартов и возвращения в систему высшего образования воспитательных функций.

Ректор МПГУ призвал коллег не сводить модернизацию к вестернизации, отметив важность сохранения ценностных, цивилизационных основ и укрепления единого образовательного пространства. Еще одной ключевой задачей он назвал содействие формированию единого информационного пространства педагогического образования — лекции и другие учебные материалы каждого вуза можно было бы размещать на единой цифровой платформе.

В ходе дискуссии ректоры и проректоры педагогических вузов назвали приоритетные, на их взгляд, аспекты дальнейшей совместной работы.

Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко отметил, в частности, что педагогические вузы привыкли жить самостоятельно и надеяться только на себя – в отличие от классических и технических университетов у них практически нет шансов поучаствовать в масштабных государственных программах поддержки. Он предложил организовать обмен опытом между педагогическими вузами, когда по конкретному направлению – например, методике преподавания предметов — выбирается головной вуз, вузы-исполнители, и в рамках общей программы развития создается сетевая структура.

Алексей Щелков, проректор Самарского государственного социально-педагогического университета, предложил уделять больше внимания социальным партнерствам как фактору формирования компетенций современного педагога и повышения качества образования. По его мнению, обучение в педагогическом вузе не должно сводиться к получению суммы знаний, и воспитание остается центральным процессом в системе образования. Он предложил сделать постоянным взаимодействие педагогических вузов по вопросам, касающимся подготовки студентов по разным профилям в рамках одного педагогического направления – опыт показывает, что профили могут сочетаться различным образом, и это сочетание дает хороший результат.

Эльвира Чиянова, проректор Армавирского государственного педагогического университета, предложила уделять больше внимания формированию психологической компетентности будущих педагогов, причем не только в педагогических вузах, но и в колледжах. Еще одно предложение – обеспечить правовое и методическое сопровождение образовательных программ, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия.

Проректор МПГУ Наталья Склярова рассказала о поддержке членами ассоциации проекта «Без срока давности», направленного на организацию воспитательной и патриотической работы с детьми и молодежью, и поблагодарила вузы за активное участие в этой важной работе. На стратегической сессии также выступили ректор РГПУ им. Герцена Сергей Богданов и ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.

Следующим ключевым мероприятиям АРПУИ станет отчетное собрание, запланированное на начало 2021 года.